группа "Звёздочки" МБДОУ Гагинский детский сад №1 воспитатель Лобанова Татьяна Ивановна

Возрастные психолого-педагогические особенности детей (4-6 лет)

 Возрастные психолого-педагогические особенности детей (4-6 лет)


     Особенности физического развития. 

      Быстрый рост, чрезвычайная активность. 

      Предоставляйте больше возможностей для движений: подвижные песни, игровые движения пальцев, передвижения по комнате и т.д. Очень важно, чтобы стулья были подобраны по росту. Здесь уже болтающиеся ноги делают малышей неугомонными. Необходимо чередовать время активных занятий и спокойных. 

        Активные сенсорные процессы. 

      Освящение в комнате должно быть яркими светлым. Поскольку дети еще дальнозоркие, позаботьтесь, чтобы наглядные пособия были большие, яркие, с крупными изображениями. Малышам трудно сосредоточить внимание на мелких деталях 

      Небольшие мышцы, моторные навыки не развиты полностью. 

      Не давайте детям засиживаться. Подбирайте соответствующие упражнения, развивающие определенные мышцы. Например, для крупных мышц: прыжки, бег; для развития мелкой ручной моторики: мозаики, раскраски, вырезания. Полезно применять физминутки. Это и развивает мышцы, и доставляет детям удовольствие. 

      Учатся петь – стараются улавливать мелодию. 

      Учите с детьми различные песенки и пойте с ними как можно чаще. Но заранее убедитесь, что диапазон голоса не слишком низкий или высокий. Учите их петь мягко, нежно, а не кричать. 

      Особенности умственного развития. 

      Стремятся к общению. Имеют определенный словарный запас, который быстро пополняется. Легко усваивают новые слова. 

      Обучая детей дошкольного возраста, будьте осторожны в использовании сложных слов, потому что дети могут говорить слова, которые в действительности сами не понимают. Просите детей чаще высказываться, излагать свои мысли. Например, попросите объяснить тот или иной стих, песенку. Сами чаще разъясняете непонятные слова в песнях, стихах, рассказах. 

      Полны желания познавать. Быстро запоминают, но могут также легко забыть. 

      Используйте такие виды учебной деятельности, когда работает не только зрение, но и чувства. Дошкольники активно учатся посредством своих чувств. Чем больше впечатлений, тем быстрее и на долго запоминаются те или иные моменты историй, занятий. 

      Доверчивы – верят всему, что ему говорит взрослый. 

      Учите детей только тому, что способствует становлению доброго характера. В эти годы важно наполнить их умы библейскими историями. Они поверят всему, что вы им расскажете. 

      Любознательны и впечатлительны - задают много вопросов. 

      Важно серьезно относится к их вопросам и пытаться отвечать как можно конкретнее и проще. Они не хотят и не нуждаются в сложных ответах.

      Способны думать одновременно только о чем-то одном – объем внимания узок. 

      Не концентрируйте внимание своих детей более, чем на одном предмете одновременно. Их мышление пока еще ограничено. Пусть ваши вопросы будут простыми и конкретными. Избегайте двух вопросов в одном, ваш маленький ученик будет озадачен подобным вопросом. Не мучайте ни себя, ни детей. Детям трудно смотреть на что-то и в то же время отвечать на заданный вопрос.  

      Обладают богатым воображением. 

      Могут восстановить многие упущенные вами детали. Вашим детям захочется рассказать вам обо всем, что они думают в настоящий момент, несмотря на то, имеет ли это какое-либо отношение к рассказу или нет. Обязательно поощряйте их воображение, и в то же время различайте факты и фантазию. 

      Особенности социального (общественного) развития. 

      Хорошие подражатели. 

      Используйте желание детей подражать, чтобы поддерживать хорошее поведение. Это более эффективное средство, нежели обращать внимание на непослушного. Иначе детям захочется подражать и ему. 

      Дружелюбны и получают удовольствие, играя с другими детьми. 

      Планируйте организацию внеклассных работ, поход на природу, экскурсий. Дайте возможность быть детям ближе друг к другу. Таким образом, вы научили бы их ладить с другими – что-то делать по очереди, делиться игрушками и быть любящими.

      Общительны. 

      Дайте возможность детям говорить, обучайте их активности. Хорошо было бы предоставить место для собственного размышления, сделать так называемый «уголок уединения». Используйте в качестве средств обучения ключи к разгадке. 

      Учатся в игре. 

      Придумайте такие занятия, в которых дети могут подражать взрослым, т.е. организуйте сюжетно-ролевые игры. Им хочется носить профессиональную одежду взрослых и воображать, что они проповедники, врачи, учителя, медсестры. Если у вас нет полного снаряжения, то вам поможет предметно - развивающая деятельность. 

      Стремление скорее вырасти – с нетерпением ждут своего дня рождения. 

      Организуйте маленький интересный праздник, чтобы именинник почувствовал, как он важен для Бога, и как Бог счастлив, что дети растут. Важно отметить это событие подарком и дать возможность каждому ребенку поздравить именинника, (одновременно развивая в детях любовь, заботу, внимание и уважение друг к другу). Празднуя день рождения, нужно особенно подчеркнуть Божью любовь и заботу. 

      Особенности эмоционального и духовного развития. 

      Обладают сильными чувствами и различными страхами, легко возбуждаются, импульсивны, учатся контролировать свои чувства. 

      На уроке необходима спокойная атмосфера. Помните, ваши чувства сильно влияют на чувства детей, поэтому контролируйте свое волнение, раздражение или нетерпение. Спокойствие и уравновешенность совсем по-другому скажутся на ваших малышах. Не делайте свой рассказ слишком драматичным, иначе дети могут отреагировать бурно. Страх – сильное чувство для дошкольников. Они боятся снов, незнакомых людей, новых мест. Не увеличивайте их страхи, а больше рассказывайте о Божьей заботе, об ангелах, которые их охраняют. 

      Стремятся быть в центре внимания. 

      Пытайтесь уделять внимание каждому ребенку. Чаще хвалите за хорошие поступки. Дети же, которые получают мало внимания дома, возможно захотят заполучить ваше. Вы можете помочь таким детям, посещая их на дому. 

      Часто робки, нуждаются в безопасности и уверенности. 

      Таким детям лучше не навязывать участие, а похвалой воодушевить совершить первый шаг. Ни в коем случае не заставляйте силой! Никогда не унижайте ребенка, который стесняется или испытывает страх. 

      По своей природе полны сочувствия, начинают думать о других. 

      Лучшее время развивать сострадание. Вы можете научить их помогать другим при помощи разучивания песен для больных (про больных), пойти вместе к больному и спеть с ними; делиться своими игрушками вещами с детьми, не имеющих маму и папу; мастерить своими руками поделки для других и т.д. Делайте акцент на Божьей любви и заботе. 

      Жаждут узнавать о Боге. 

      Осторожно объясняйте им простые истины о Боге. Используйте различного рода пособия, фигурки, предметы и разнообразные задания. 

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: Ребёнок 5-6 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно начинает осознавать связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В 5-6 лет дошкольники совершают положительный нравственный выбор (преимущественно в воображаемом плане). Чаще начинают употреблять и более точный словарь для обозначения моральных понятий - вежливый, честный, заботливый и др

В этом возрасте в поведении дошкольников формируется возможность саморегуляции, т. е. дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми. Так они могут, не отвлекаясь на более интересные дела, доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознаниюдетьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдение им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. Однако соблюдение норм (дружно играть, делиться игрушками, контролировать агрессию и т. д.), как правило, в этом возрасте возможно лишь во взаимодействии с теми, кто наиболее симпатичен, с друзьями.

В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.

В 5-6 лет у ребёнка формируется система первичной половой идентичности по существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии). При обосновании выбора сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки - на такие, как сила, способность заступиться за другого.

Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолением эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию другого).

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения конфликтов во время игры дети объясняют партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При распределении детьми этого возраста ролей для игры можно иногда наблюдать и попытки совместного решения проблем («Кто будет…?»). Вместе с тем согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры.

ОБЩАЯ МОТОРИКА: Более совершенной становится крупная моторика: ребенок хорошо бегает на носках, прыгает через веревочку, попеременно на одной и другой ноге, катается на двухколесном велосипеде, на коньках. Появляются сложные движения: может пройти по неширокой скамейке и при этом даже перешагнуть через небольшое препятствие; умеет отбивать мяч о землю одной рукой несколько раз подряд. Активно формируется осанка детей, правильная манера держаться. Развиваются выносливость (способность достаточно длительное время заниматься физическими упражнениями) и силовые качества (способность применения ребёнком небольших усилий на протяжении достаточно длительного времени).

Ловкость и развитие мелкой моторики проявляются в более высокой степени самостоятельности ребёнка при самообслуживании: дети практически не нуждаются в помощи взрослого, когда одеваются и обуваются. Некоторые из них могут обращаться со шнурками — продевать их в ботинок и завязывать бантиком.

ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: К 5 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать.

Представления об основных свойствах предметов углубляются: ребёнок хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный); может рассказать, чем отличаются геометрические фигуры друг от друга; сопоставить между собой по величине большое количество предметов.

Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры; ориентируется на листе бумаги.

Освоение времени все ещё не совершенно: не точная ориентация во временах года, днях недели (хорошо усваиваются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны яркие события).

Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).

Объём памяти изменяется не существенно. Улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы, карточки или рисунки).

В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) . К наглядно-действенному мышлению дети прибегают в тех случаях, когда сложно без практических проб выявить необходимые связи. При этом пробы становятся планомерными и целенаправленными. Задания, которые можно решить без практических проб, ребёнок нередко может решать в уме.

Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть близкие и отдалённыепоследствия собственных действий и поступков

 РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ: Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков. Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные речевые недостатки.

Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.).

Дети начинают употреблять обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова. Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т. д.); глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.)

Дошкольники могут использовать в речи сложные случаи грамматики: несклоняемые существительные, существительные множественного числа в родительном падеже, следовать орфоэпическим нормам языка; способны к звуковому анализу простых трёхзвуковых слов.

Дети учатся самостоятельно строить игровые и деловые диалоги, осваивая правила речевого этикета, пользоваться прямой и косвенной речью; в описательном и повествовательном монологах способны передать состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения.

Круг чтения ребёнка 5-6 лет пополняется произведениями разнообразной тематики, в том числе связанной с проблемами семьи, взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, с историей страны. Малыш способен удерживать в памяти большой объём информации, ему доступно чтение с продолжением. Практика анализа текстов, работа с иллюстрациями способствуют углублению читательского опыта, формированию читательских симпатий.

Ребенок к 6 годам свободно называет свое имя, фамилию, адрес, имена родителей и их профессии.

МУЗЫКАЛЬНО-ХУДОЖЕСТВЕННАЯ И ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. В процессе восприятия художественных произведений дети эмоционально откликаются на те произведения искусства, в которых переданы понятные им чувства и отношения, различные эмоциональные состояния людей, животных, борьба добра со злом.

При слушании музыки дети обнаруживают большую сосредоточенность и внимательность. Творческие проявления музыкальной деятельности становятся более осознанными и направленными (образ, средства выразительности продумываются и сознательно подбираются детьми).

В изобразительной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники изображения: дошкольники могут проводить узкие и широкие линии краской (концом кисти и плашмя), рисовать кольца, дуги, делать тройной мазок из одной точки, смешивать краску на палитре для получения светлых, тёмных и новых оттенков, разбеливать основной тон для получения более светлого оттенка, накладывать одну краску на другую. Дети с удовольствием обводят рисунки по контуру, заштриховывают фигуры

Старшие дошкольники в состоянии лепить из целого куска глины (пластелина), моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, расписывать их.

Совершенствуются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат - в несколько треугольников, прямоугольник - в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники; создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.

ВНИМАНИЕ – ЭТО ВАЖНО! Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Действия воображения - создание и воплощение замысла - начинают складываться первоначально в игре. Это проявляется в том, что прежде игры рождается её замысел и сюжет.


12 апреля 2015 в 17:56

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.